Венгерское ведомство по сбору налогов (APEH) опубликовало статистику доходов населения и налогообложения с них в прошлом 2009 г. Всего из 10 млн. населения Венгрии в том году в налоговом вед
Венгерское ведомство по сбору налогов (APEH) опубликовало статистику доходов населения и налогообложения с них в прошлом 2009 г. Всего из 10 млн. населения Венгрии в том году в налоговом ведомстве числилось 4 млн. 400 тыс. налогоплательщиков. Следовательно эта группа и составляет трудоспособную часть населения страны. Из этого числа налоги из-за размера доходов, не превысивших минимальный уровень, или по причине социальных льгот, не заплатило 800 тыс. человек (18%). У четверти налогоплательщиков годовой доход не превысил суммы в 1,5 млн. форинтов (ок. 5770 евро). Около 30% населения в год принесло домой 4 млн. форинтов (около 15400 евро) и более. В их числе состоит и верхняя сотня налогоплательщиков. Годовой доход ста богатейших венгров, по сведениям АПЕХ, в среднем составил 617 млн. форинтов (около 2 млн. 373 тыс. евро). Самый богатый венгр заплатил в казну подоходный налог с суммы в 1,8 млрд. форинтов (около 7 млн. евро). Всего в венгерскую казну в качестве налога с доходов населения поступило 485 млрд. форинтов. Среднестатистический подоходный налог с одного плательщика составил по конечным подсчетам 18,1%.
В целом, статистика АПЕХ свидетельствует о том, что венгерский средний класс в 2009 г. устоял под ударом мирового кризиса. Именно эта часть населения страны (около 30%) и составила электоральную базу, обеспечившую победу Виктора Орбана и партии ФИДЕС на выборах 2010 г. Опубликованная статистика подтвердила правильность тактики ФИДЕС, чьи лозунги были обращены к чувствующему себя неуверенно венгерскому «среднему классу». При оценке благосостояния венгров стороннему наблюдателю надо исходить из того факта, что за рамками официальной статистики налогового ведомства остаются теневые доходы. Черный рынок труда в Венгрии по некоторым оценкам составляет 30% от официального.
Русскому читателю при сравнении содержания кошельков и уровня потребления необходимо учитывать существенные частные факторы. Так, стоимость больших групп товаров и услуг в Венгрии, стране Европейского Союза , значительно ниже, чем в России. По субъективным ощущениям автора она составляет в среднем 30%. Необходимо учитывать и климатический фактор. Большая часть территории Венгрии находится в зоне курортов. В связи с этим важным является то обстоятельство, что около 65% населения живет в своих домах с приусадебным участком и садом. Овощи и фрукты, произрастающие без больших трудовых усилий на плодородной земле в благодатном климате, существенно сокращают расходы на питание в семейных бюджетах венгров.