Генерал-майор Никитин: мошенники призывнику не помогут

Что грозит призывнику, пришедшему в военкомат с липовой справкой? Какое количество уклонистов от службы в армии привлекается к ответственности? На эти и другие вопросы «Известий» ответил начальник 2-го управления надзора Главной военной прокуратуры генерал-майор юстиции Александр Никитин.известия: Александр Павлович, есть очень разные цифры по числу уклонистов. Так сколько у нас их на самом деле?александр никитин: Этот вопрос следует рассматривать с двух позиций. Есть граждане,…


  Генерал-майор Никитин: мошенники призывнику не помогут

Что грозит призывнику, пришедшему в военкомат с липовой справкой? Какое количество уклонистов от службы в армии привлекается к ответственности? На эти и другие вопросы «Известий» ответил начальник 2-го управления надзора Главной военной прокуратуры генерал-майор юстиции Александр Никитин.

известия: Александр Павлович, есть очень разные цифры по числу уклонистов. Так сколько у нас их на самом деле?

александр никитин: Этот вопрос следует рассматривать с двух позиций. Есть граждане, которые уклоняются от прохождения военной службы после принятия призывной комиссией в отношении их решения о призыве на военную службу, — таких, по данным Минобороны России, числится 6,2 тыс. человек.

Другая категория — это лица, которые в ходе призывных кампаний уклоняются от получения повесток, прохождения медицинского освидетельствования и других предусмотренных законом мероприятий. Количество таких граждан весной 2010 года существенно снизилось — со 199 тысяч (в осеннюю 2009 года призывную кампанию) до 133 тысяч. Замечу, что и то и другое деяния наказуемы, в том числе в административном и уголовном порядке.

Кстати, в первом полугодии этого года за различные нарушения, связанные с уклонением от учета и от призыва на военную службу, к административной ответственности по восьми статьям КоАП РФ привлечены 17 229 человек.

Были и те, в отношении которых материалы пришлось направлять в следственные органы и в отношении их возбуждены и расследуются уголовные дела по ст. 328 УК РФ за уклонение от прохождения военной службы. Именно по этой статье уже в этом году осуждены 87 человек (к уголовной ответственности привлечены 199 уклонистов).

и: В интернете полным-полно объявлений от фирм, предоставляющих молодым людям возможность «законно» избежать призыва на военную службу. Как можно классифицировать их деятельность с точки зрения закона?

никитин: Во-первых, это уголовное правонарушение, причем совершают его и те, кто мастерит различные липовые справки, и те, кто ими пользуется. Потому хочу предупредить — не нужно обращаться за помощью к разного рода мошенникам и «дельцам», все равно это не поможет. Более того, понесенное наказание не освобождает граждан от исполнения гражданского долга, и им придется служить в армии. Что касается предоставления подобных услуг, то в подавляющем большинстве случаев речь идет об откровенном мошенничестве. Ситуацию мы тщательно отслеживаем, в том числе и через сообщения в интернете. По каждому факту незамедлительно проводятся прокурорские проверки, материалы передаются в следственные органы, возбуждаются уголовные дела.

Например, за пособничест
3087
во в получении взятки и уклонении от военной службы к уголовной ответственности привлечена председатель Владимирского регионального отделения Комитета солдатских матерей России, региональный координатор движения «За права человека» Людмила Ярилина. Вместе с ней к уголовной ответственности привлечены врачи Владимирской областной больницы Валентина Потапкова и Наталья Морозова. Судебный процесс над ними еще не завершен.

В ходе весенней 2010 года призывной кампании мы получили сигнал о том, что в Москве один так называемый «адвокат» за денежное вознаграждение оказывает услуги по освобождению любого желающего от призыва на военную службу. Проверкой эти сведения подтвердились, и в отношении этого горе-юриста возбуждено уголовное дело. Проверяется законность предоставления отсрочек гражданам, получавшим у него консультации.

В этом же году в Волгоградской области на скамье подсудимых оказался «деятель», который изготовлял и предоставлял недобросовестным гражданам, желающим, как говорится, «откосить» от армии, фиктивные документы о наличии у них двух и более детей. Одновременно судят также 20 призывников, которые воспользовались этими липовыми документами для получения отсрочки от прохождения военной службы.

и: Насколько, по вашим данным, в этой деятельности замешаны сотрудники военкоматов?

никитин: Если говорить о начавшейся осенней призывной кампании, то пока мы не располагаем информацией о причастности должностных лиц военных комиссариатов к подобным правонарушениям.

Правда, вот недавно в прессе появились сообщения о том, что в Салавате выявлены факты подделок справок о судимости, которые позволяли получить освобождение от призыва в армию. Мы тут же провели проверку, которая показала, что сотрудники военкомата к махинациям не причастны. Более того, они сами заподозрили неладное и помогли вывести на чистую воду злоумышленников. В настоящее время по факту подделки справок начато уголовное дело.

Конечно, одномоментно решить все вопросы и проблемы невозможно. Тем не менее можно сказать, что порядка стало больше и соответственно меньше мздоимства. Не скажу, что удалось полностью искоренить поборы с призывников и взятки, но подвижки имеются. Здесь свой вклад вносят и военные прокуроры. Они постоянно, что называется, держат руку на пульсе, контролируя все вопросы, связанные с призывом, — от медицинского освидетельствования и работы призывных комиссий до прибытия и размещения молодых солдат в казармах.

В случае выявления нарушений принимаем меры прокурорского реагирования, при необходимости направляем материалы в следственные органы, которые возбуждают уголовные дела.

и: Почему не вскрываются липовые документы в ходе работы с призывником? Разве трудно позвонить, пробить по базам людей, ставивших подписи, штампы организаций на этих бумагах? Они что, все виртуальные?

никитин: Здесь все зависит от должностных лиц военных комиссариатов, призывных и медицинских комиссий, на которых возложена обязанность по проверке правильности оформления и достоверности предоставляемых призывниками документов. Если на этом участке — добросовестный работник, то шансы на использование липовых документов у желающих уклониться от призыва близки к нулю.

и: Есть ли, на ваш взгляд, вообще возможность решить проблему — и какими мерами?

никитин: Безусловно, решению отдельных проблемных вопросов может способствовать совершенствование нормативно-правовой базы. Это должно повысить эффективность профилактики нарушений прав граждан.

Необходимо также прививать молодым людям уважение к законам, в том числе о воинском учете и призыве на военную службу, повышать уровень их допризывной подготовки в школе. И конечно же важно на всех уровнях власти и общества создавать атмосферу нетерпимости к коррупционным проявлениям в сфере призыва.

Посредники на страхах

Чем на самом деле занимаются фирмы, обещающие «помощь призывникам»

Начался осенний призыв на военную службу, а вместе с ним — и активизация многочисленных контор, в своих рекламных объявлениях обещающих «помощь призывникам». «Известия» решили разобраться, как же на самом деле устроена их деятельность.

Мы обратились в несколько таких организаций — мол, отчислили из вуза, а в армию очень не хочется. И уже на этом этапе выяснилось, что «помощь» — услуга весьма недешевая. Объяснять по телефону, в чем именно заключаются функции таких помощников, никто не хотел. Все предлагали приехать на личную «консультацию со специалистом». А деньги потребовали уже на первом этапе: за саму консультацию просят от 400 до 2000 рублей.

В одной из таких контор меня встретили удивительно вежливые и доброжелательные девушки и люди в белых халатах. Я заполнил анкету с указанием своего имени, возраста и военкомата, к которому был приписан, и стал терпеливо дожидаться своей очереди. Спустя 15 минут женщина, представившаяся адвокатом, пригласила меня пройти с ней в кабинет. Я изложил свою легенду. Адвокат в ответ улыбнулась: таких, как я, много, дело простое. Сначала нужно пройти медосмотр, который обойдется мне в 20 тысяч рублей. Причем, как меня заверили, он проходит в специальных медицинских учреждениях, к заключениям которых внимательно относятся в военкоматах. А дальше мне предлагалось три варианта.

Первый выглядит так: у меня «выявляется» диагноз, несовместимый со службой. При этом на всякий случай в военкомате меня сопровождает адвокат — он будет добиваться, чтобы мое медицинское заключение было принято. Этот путь обошелся бы мне в 99 тысяч рублей плюс к тем, что уже ушли на медосмотр.

Второй способ таков: вместе с адвокатом в военкомате меня сопровождает врач. Это в том случае, если результаты медэкспертизы могут быть оспорены военно-медицинской комиссией. Тут цена — уже 198 тысяч рублей.

А третий путь — просто «следовать инструкции» (в чем именно она заключается, так и осталось за кадром). За это послушание мне предложили заплатить 218 тысяч рублей. Так выглядел полный пакет услуг «адвокатской помощи».

Стоит отметить, что вся процедура работы с призывниками уже четко разработана и отлажена. Иными словами, в помещении, напоминающем простую советскую трехкомнатную квартиру, разместились и кабинеты врачей, и кабинет адвоката, и своего рода «ресепшн».

Во втором месте моего похода было все куда как скромнее — маленькая комнатка, в ней стол да компьютер. «Пакет услуг» примерно такой же, но попроще и подешевле. Там мне сказали, что надо пройти осмотр за 50 тысяч рублей и, если найдут «диагноз», дело можно считать сделанным. Если нужного диагноза не находится, то я за дополнительную плату в размере 130 тысяч ложусь на повторное обследование. Как сказал мне адвокат, «нет здоровых призывников, есть недообследованные».

Любопытно, но еще одна организация предлагала за деньги «устроить» меня на альтернативную службу — хотя по идее для этого достаточно лишь заявления призывника.

Во фразе «нет здоровых, есть недообследованные», безусловно, существует свой резон. Только вот какое отношение к нему имеют подобные посредники, которые за счет страхов призывников и их родителей имеют средства на содержание собственных контор, — непонятно. Если действительно есть некие сомнения в собственном здоровье, то идти-то надо к врачу. Даже платные обследования явно обойдутся дешевле той суммы, за которую «помощники» обещают решить проблемы призывников. А армия, по большому счету, совершенно не заинтересована в том, чтобы на службу в нее шли непригодные по здоровью молодые люди. Это лишние хлопоты и лишние траты, если, например, призывник потом попадает в госпиталь и встает вопрос о том, что его необходимо комиссовать. Именно поэтому в военкоматах — причем без всяких посредников — столь велик процесс отсева по состоянию здоровья.