Что ищут украинские националисты в Краснодарском крае?
На Кубани травят такую байку. Национальную гордость казака-кубанца (ударение обязательно в конце слова!) можно, дескать, ранить дважды: первый — если назвать его украинцем, второй — если русским. Излучающий благостность митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор поведал вашему корреспонденту — потомственному кубанскому казаку по материнской линии: «Ко мне порой обращаются прихожане с просьбой благословить их на поездку в Россию. Я их спрашиваю:…
Что ищут украинские националисты в Краснодарском крае?
На Кубани травят такую байку. Национальную гордость казака-кубанца (ударение обязательно в конце слова!) можно, дескать, ранить дважды: первый — если назвать его украинцем, второй — если русским. Излучающий благостность митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор поведал вашему корреспонденту — потомственному кубанскому казаку по материнской линии: «Ко мне порой обращаются прихожане с просьбой благословить их на поездку в Россию. Я их спрашиваю: а Кубань это что — не Россия?» Свой взгляд на этот благодатный край имеют и националисты из Незалежной, которые в последнее время все громче пугают: «Кубанщина — это исторический украинский регион». А что думают по этому поводу сами местные жители?
Из Москвы в кубанскую столицу меня доставил самолет, с недавних пор носящий имя «Екатерина Великая». Авиалайнер освятил епископ Ейский Тихон. А краснодарский мэр Владимир Евланов на церемонии сказал: «Я думаю, что это очень значимое событие. Это связано с тем, что мы, особенно в последнее время, большое внимание уделяем историческим корням, тому, чтобы историческая справедливость сегодня присутствовала и восторжествовала». За российскую императрицу в телепроекте «Имя Россия» горой стоял и кубанский губернатор Александр Ткачев. Он — рьяный сторонник того, чтобы Краснодару было возвращено его историческое название Екатеринодар.
Про сало
От аэропорта до гаража моего близкого друга, бывшего солиста Кубанского казачьего хора Геннадия Черкасова, — тридцать минут на машине по прямой. Здесь меня по традиции ждет первая чарка горилки на кубанской земле. Встречать гостя в квартире Гена не любит: не потому, что жлоб, а потому, что в гараже — «конюшне» его нового джипа — удобнее. Он и по размерам — с московскую «однушку». Здесь есть все необходимое — и относительно свежий воздух, и стол, и диван, и банки с соленьями, и вяленая таранька. К тому же за дело можно взяться сразу, не разбазаривая время на лишние формальности.
Поэтому и до темы моей командировки добираемся быстро. Дело в том, что в конце ноября прошлого года лидеры Конгресса украинских националистов (КУН) дружно повернули свои взоры на Кубань. Заместитель председателя этой организации Владимир Борейчук так и заявил: «Кубанщина — это исторический украинский регион в России, где большинство населения — украинцы. Поэтому и принято решение в ближайшее время учредить в Краснодаре «Украинский национальный конгресс Кубани», чтобы возродить украинские традиции и противостоять ассимилятивной политике России». В планах — издание газет на мове, открытие культурных центров и украинских школ. Якобы есть и достойный спонсор — «Нафтогаз Украины», председателем правления которого до мая 2006-го был нынешний глава КУН Алексей Ивченко.
Экспресс-комментарий
45ec
Геннадия Васильевича под третью рюмку: «Это контригра — за Крым и Севастополь. «Нафтогазу» бы долги российскому «Газпрому» отдать, а не политическим меценатством заниматься».
«Да я сам по родословной — почти что этнический украинец, — горячится он. — Моя жена (замечательная исполнительница народных песен Татьяна Бочтарева. — «Известия») не только народная артистка России, но и заслуженная артистка Украины. Мы искренне любим украинские песни. Или, предположим, сало. Но при чем здесь Кубань?»
Щирые казаки
Первый отряд запорожских казаков высадился в Тамани 25 августа 1792 года. С этих лихих рубак началось Черноморское казачье войско, которое взяло под свой контроль Таманский полуостров и земли правого берега реки Кубань до Усть-Лабинской крепости.
Одновременно колонизация Кубани шла и по другим направлениям: в восточной части строились укрепления Кавказского казачьего войска (казаки-линейцы с Дона), а в верховьях Кубани — в Закубанском крае — службу несли терские казаки.
Кандидат исторических наук Дмитрий Сень рассказывает: «Запорожцы — числом около 3000 человек — прибыли на Кубань с территории, где сейчас находится Приднестровская Молдавская республика. В основном это были так называемые «щирые казаки». То есть те, кто «отправлялся в опасный поход не за добычей, а просто так, по устремлению души». Исследования показывают: только 30% запорожцев были этническими украинцами. Основную же часть составляли «дети» других народов — русские, поляки, румыны (валахи), молдаване, цыгане, сербы, болгары и даже турки».
Кстати: около 7000 «непримиримых запорожцев» отказались подчиниться императрице и ушли в турецкие земли, образовав Сечь Задунайскую. Позднее появилось даже такое четверостишие:
«Якый ты, в бисового сына,
Козак?! Той мову знав свою!
Бог е! Бо бильша половына —
Нэ пидкорылась кацапью!!!»
«Статистический парадокс»
В Кубанском округе Северо-Кавказского края, по переписи 1926 года, проживали 915 450 украинцев и 498 102 русских. В некоторых местах положение было очень сложным: большая часть землепашцев попросту не понимала, чего от них хотят русскоговорящие начальники. Есть, например, такой красноречивый документ, составленный 9 июля 1930 года в станице Марьинской: «Правление стансовета категорически предлагает учреждениям и организациям станицы немедленно перейти на украинский язык, обеспечив каждое учреждение хотя бы одним сотрудником, им владеющим, а в случае отсутствия такового добиться прикрепления из числа учителей станицы для консультации и работы по переводу на украинский…»
Согласно Всесоюзной переписи населения 1989 года, ситуация в Краснодарском крае кардинально изменилась: русских оказалось уже 4 300 451, а украинцев — всего 195 883. И это при том, что в конце 1940-х и начале 1960-х на Кубань, чтобы заполнить опустевшие от войны и сталинских репрессий станицы, обеспечить индустриальный подъем края, было без лишнего шума переселено немало людей из густонаселенных районов Украины.
То есть налицо «статистический парадокс»: подавляющее большинство тех, в ком текла украинская кровь, «перекрасились» в русских. И многие, надо полагать, пошли на такой шаг не по доброй воле. Но это, как говорится, другая история.
Интересуюсь у своей 81-летней мамы, всю жизнь проработавшей учительницей русского языка: «А ты-то, Валентина Петровна, как оказалась по паспорту русской? При том, что фамилия твоего отца — Зозуля, а девичья фамилия матери — Лысенко? И наши кубанские предки, что доподлинно известно, родом с Черниговщины?»
— А меня кто спрашивал? — отвечает она.
Вообще-то Валентина Петровна считает, что нашими предками были не украинцы, а малороссы.
Мова и кубанская балачка
Кубанская балачка — это «гремучая» смесь говоров черноморских (малороссийских) и линейных (донских) казаков. То есть замес украинского и русского языков с вкраплениями слов северокавказских горских и кочевых народов (адыгов, ногайцев). Могу сказать про себя: бабок на кубанском рынке понимаю без перевода, а вот, предположим, во Львове чувствую себя иностранцем. Правда, не только в плане языка.
В студенческие времена я привез в гости из Ленинграда своего товарища, окончившего с золотой медалью питерскую школу. Не обошли мы и гостеприимный, хлебосольный дом моей бабушки. Как раз каравая-то, свежего и ужасно вкусного, у нее не оказалось. Товарищу было велено бежать в магазин. Он едва открыл калитку, как бабушка огорошила его вопросом: «Ты где идешь?»
Я-то понял сразу: она поинтересовалась — куда, в какой магазин он намылился — в ближайший или у хлебзавода? А вот сокурсник мой растерялся. После продолжительной паузы он неуверенно ответил: «Где я иду? Где, где — по земле».
Пусть с особенностями кубанской балачки разбираются филологи. Я же руку даю на отсечение: балачку уразумеет не только кацап, но и самый последний москаль. А вот западенец может и не понять.
Есть еще некоторые особенности местного образа жизни. Мне, выросшему на русских сказках, было непонятно, например, почему прадед называет собаку не Жучкой или Барбосом, а Серко. И еще: почему соседские пацаны обращаются к своим родителям на «Вы». Теперь я знаю, что это — украинские традиции. Как и кумовство. У Ющенко, к примеру, Саакашвили кум. То есть даже ближе, чем брат. А вот у моего родного дядьки Жени кум — татарин. Причем его ничуть не смущает, что у закадычного друга — другая вера.
…Едем по хорошей шоссейной дороге. Прогон длинный, местность ровная как зеркало. И вот удумал же кто-то нарисовать на дороге сплошную разделительную. Короче, обгон запрещен. А впереди, как назло, еле тащится колесный трактор. У нашего водителя кончается терпение, и он бросается в обгон. А гаишник — тут как тут. Оказалось, что трактор был подставой для горячих водителей.
— Что ж ты делаешь, брат! — обращаюсь к гаишнику-кубанцу. — Нигде в России нет такого коварства!
— А чего удивляться: мы, хохлы, хитрые, — улыбается дорожный комбинатор, предвкушающий приличный «откат».
— А ты знаешь, сержант, что Украина хочет забрать Кубань?
— Да кто же ей даст? Там ведь стабильности нет. В России — лучше…
Как записаться в казаки
Иногда история освоения Кубани — с вереницей обозов, которые тащились за отрядами запорожцев, — сильно напоминает другую, ярко описанную, предположим, Фенимором Купером. Собственно, что такое для края и его жителей какие-то двести с небольшим лет, которые прошли после памятной высадки в Тамани?
Кубанская земля обладает редким свойством: она становится родной для самых разных людей, осевших на ее просторах. Армян, бежавших сюда от турецкой резни, крымских татар, которых после возвращения из сталинской ссылки не пускали в Крым, понтийских греков, чьи предки создали города-государства на Черноморском побережье Кавказа, турок-месхетинцев, ассирийцев, поволжских немцев, молдаван, евреев (где их только нет!) и многих других.
Удивительно, но самыми рьяными исследователями и летописцами кубанской истории становятся те, кто родился и вырос совсем в других краях. Например, основатель Кубанского войскового музея Евгений Дмитриевич Фелицын появился на свет в Ставрополе, а школьные годы провел в Тифлисе. Самый романтический роман о золотых годах казачьей Кубани «Наш маленький Париж» написал сибиряк Виктор Лихоносов, живущий в Краснодаре.
Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, родившийся в Ленинградской области, — тоже истинный патриот края. «Представляете, мне сообщили: в одной из станиц появились рослые и холеные священники, приехавшие туда на дорогой машине, — рассказывает он. — Ходили по хатам, спрашивали верующих: вы не против, если мы откроем здесь церковь? Через местные власти я выяснил: это украинские раскольники. Я призвал всеми силами противодействовать им, стремящимся смутить паству».
К просьбе владыки прислушались.
…Мой младший брат Валерий Иванович, военный пенсионер, живет в Краснодаре. Перед распадом СССР он с отличием окончил академию имени Фрунзе и получил назначение в Николаев. Но на этом страна Советов и закончилась. Ему предложили присягнуть Киеву. Обещали даже квартиру. Он позвонил мне в Москву и сказал: «Не могу служить другому государству. Мы ведь кубанцы». И уехал в Россию. На этом, собственно, и закончилась его блестящая офицерская карьера. Но брат говорит, что ни разу не пожалел о том, что сделал.
А вот еще одна история. Году эдак в 91-м приехал я навестить родственников в родном Крымске. На стене в центре города увидел объявление: «Запись в казаки». По указанному адресу нашел деда в кубанке, который объяснил: чтобы получить удостоверение, нужно предъявить либо выписку из церковной книги о происхождении предков (задача почти невыполнимая — большая часть документов сгорела во время войны), либо показать могилы на местных кладбищах родственников по мужской линии до третьего колена. Второе сделать было не трудно: мои прадед, дед и отец лежат рядом на старом станичном кладбище. Нужно было только согласовать время с проверяющим и уплатить небольшой сбор за оформление бумаг. Но делать этого я не стал: уж слишком картинными, ряжеными и несерьезными представлялись тогда люди, которые громко называли себя кубанскими казаками.
Кстати: опрос 1992 года показал, что от 35 до 43% населения Краснодарского края связывали свое происхождение с казачеством. И только половина из них называла себя казаками.
В 1990 году начался процесс возрождения Кубанского казачьего войска. Сейчас в его реестре числится около 30 тысяч человек. Уже не «ряженых», а наделенных немалой властью.
Священные регалии
В Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике пока больше костей динозавров, чем характерных для быта первопроходцев предметов старины. Но такое положение продлится недолго — через несколько лет здесь будут выставлены регалии Кубанского казачьего войска. Необходимые для этого помещения уже готовы.
«Все работы, связанные с реставрацией регалий, планируется завершить к 2011 году, на реставрацию губернатор края из бюджета выделил более 11,5 миллиона рублей», — сказал атаман Кубанского казачьего войска, вице-губернатор края Николай Долуда.
Напомню: регалии Кубанского казачьего войска были вывезены из Екатеринодара в 1920 году по решению Кубанского войскового правительства из-за угрозы их захвата и уничтожения большевиками. Через Турцию, Грецию, Сербию, Австрию и Германию их путь пролег в США: в 1949 году святыни оказались в казачьем музее в городе Хоувелл штата Нью-Джерси. Решение о возврате кубанских реликвий было принято на общем собрании руководства Кубанского войска за границей во второй половине 2006 года. На сегодняшний день в Россию возвращены три партии регалий. «В апреле 2007 года в Россию из США прибыли 29 предметов, затем в октябре того же года еще 110, в том числе ценные вещи генерала Науменко, и в мае 2008 года — 74 предмета», — уточнил Долуда. Он напомнил: одним из условий возвращения казачьих святынь на родину было изготовление и передача Кубанскому казачьему войску за рубежом их копий. Первую часть копий регалий — грамоты Александра I и три знамени — казаки уже привезли в США. Атаман добавил, что в 2009-м планируется изготовить копии еще нескольких регалий казаков, в числе которых грамоты Екатерины II и Павла I.
Кстати: после образования Кубанского казачьего войска возник вопрос о форме. Было предложение обмундирование «срисовать» с запорожцев. Но предпочли другой вариант — «с горским мотивом» — черкеску. Напомню: в конвой Его Императорского Величества набирали только кубанских казаков — за верность, статность и образцовый внешний вид.
За Отечество! Или за Батькивщину?
После поездки в Краснодарский край могу утверждать: Кубань на верном пути обретения своей идентичности. Это важно — на территории края пройдет грандиозное не только спортивное, но и политическое событие — зимняя Олимпиада-2014 в Сочи. И Краснодарскому краю выпала честь представлять не только самобытных кубанцев, но и всю Россию.
В свое время казаки шли в бой и совершали свои подвиги под лозунгом «За веру, царя и Отечество!». Сейчас краевые власти всеми силами стремятся возродить былой дух, но, как мне представляется, под слегка модернизированным девизом — «За православие, сильную Россию и дальнейшее возрождение казачества!». Ущемляет ли такой подход права и духовные ценности тех кубанцев, которые по каким-то параметрам не вписываются в эту концепцию? Думаю, нет.
Лично мне все равно, за что мои земляки поднимают чарку — за Отечество или — на кубанской балачке — за Батькивщину! Главное — чтобы за процветание России. Пусть за столом поют украинские песни, говорят кавказские тосты.
А запорожцам — низкий поклон за их ратный труд. Как, впрочем, и донским, и терским казакам. Именно этим людям российская императрица Екатерина Великая даровала прекрасный и гостеприимный край, который я, русский не только по паспорту, но и по мироощущению, называю своей Родиной.
Анекдот не совсем в тему
Попали два пьянчужки — русский и украинец — в ад. Варятся в котле, страдают. Приходит черт и зовет русского:
— Кацап!
— Ась?
— Ну, вылазь.
Потом черт зовет украинца:
— Хохол!
— Шо?
— Посиди еще.