Социализм практический – это социальное устройство для жизни общества, страны. Миллионы людей, оказавшихся в капитализме, знают его и помнят.
Молодые сегодня, чувствуя, что что-то не так и не то происходит в обыкновенной, практической жизни, начали искать, – а как же можно устроить в варианте нормальном бытовые проблемы, исходя из идеи «всё для человека, всё ради человека»? Я не буду доказывать, что социализм лучше для жизни человека или капитализм,…
Социализм практический – это социальное устройство для жизни общества, страны. Миллионы людей, оказавшихся в капитализме, знают его и помнят.
Молодые сегодня, чувствуя, что что-то не так и не то происходит в обыкновенной, практической жизни, начали искать, – а как же можно устроить в варианте нормальном бытовые проблемы, исходя из идеи «всё для человека, всё ради человека»? Я не буду доказывать, что социализм лучше для жизни человека или капитализм, или мешанина из грабительского капитализма с феодализмом. Для молодых людей в серии материалов я хочу рассказать бывшее в нашей жизни совсем недавно, всего двадцать лет назад.
Дети в СССР из детских садов отправлялись в школы. Причём, вне школы никто из них практически остаться не мог, в неучах дети не оказывались, потому что государственные органы школьного образования вели учёт всех учащихся, проживающих в деревне, селе или городе. И добивались сто процентного обучения детей в школах.
Да и сами родители неучей иметь не хотели. Первоклассников к школе готовили заранее, покупали им портфели, учебники, школьную форму, что на семейном бюджете сильно и не отражалось. Первое сентября на самом деле становилось праздником и для школьников, и для родителей.
На всей территории социалистического государства никакой охраны в школах не было. Никаких высоких заборов вокруг территории школ, никаких решёток – как в тюрьме, – на окнах.
Что уродует детскую психику.
И ни разу за всю историю школьного образования в СССР никто не нападал на школу. Не захватывал школьников и родителей в заложники, не расстреливал их, не взрывал и не сжигал, как это случилось в Беслане.
Почему? Потому что умственное состояние, нравственное состояние людей при социализме было совершенно другим. Банк, магазин, продуктовую базу могли обворовать, но напасть на школу – никогда.
Социалистическая педагогика была очень хорошей. С первого класса и по десятый изучали математику, русский язык плюс национальные языки в национальных республиках, иностранные языки, немецкий либо английский, литературу, историю СССР и Европы, физику, химию, биологию, астрономию, и всё остальное, делающее школьника на самом деле грамотным. Был и такой урок, Труд. На уроках Труда девочки учились домоводству, кулинарии, мальчики токарному и слесарному, столярному делу. Любой десятиклассник мог выточить на станке гайку или болт, отремонтировать стулья, столы. Что часто пригождалось во взрослой жизни. Как и пение, и танцы, чему тоже об
220c
учали в школах. Плюс много различных кружков, – авиамодельный, музыкальный с участием в школьном оркестре, краеведческий, литературный – для юных поэтов.
Любое преподавание религии в школах отсутствовало.
Само собой, школьное образование – социалистическое, – было абсолютно бесплатным. Если представить, в какие денежные средства обходилось государству строительство и содержание школ, плюс обеспечение мебелью, станками, различным оборудованием, начиная с классной доски, включая зарплаты учителям, содержание автобусов и их водителей для перевозки школьников в сельских районах – деньги тратились большие. Но при социализме руководителями государства видимо хорошо понималось, – люди в стране должны быть обязательно образованными.
Кроме обычных школ работали вечерние, тоже бесплатные. И получалось, что человек, окончивший восемь классов и поступивший в медучилище, посещал вечернюю школу, а, оканчивая учёбу в медучилище вместе с учёбой в школе, уже мог поступить сразу в мединститут. Причём, имея преимущество, по профилю образования.
Система работала по принципу «учись, не ленись».
В школах при социализме учителя не выходили на пикеты и митинги протеста, на зарплату не жаловались, зарплату им не задерживали никогда. А при поступлении в любой пединститут всегда был конкурс, несколько человек на одно место. Так ценилась, уважалась в обществе педагогика.
В восьмых и десятых классах школьники сдавали экзамены. Обыкновенные экзамены по самым важным предметам. В отличие от сегодняшних проблем – никаких фурсенок, никаких подсунутых иностранцами в русскую систему образования «тестов», и никаких скандалов с подтасовками оценок размерами на всю страну. Потому что социалистическое образование работало не на погубление и уничтожение хорошего образования, а на его сохранение и развитие.
Когда сегодня узнаёшь, что из уроков литературы в школах убирают М.Шолохова и немного осталось до исчезновения оттуда А.Пушкина – остаётся думать, а кому это нужно? И что, правительство России не знает происходящего? А если знает, почему не действует для сохранения хорошего школьного образования?
Уничтожение социалистического школьного образования началось при горбачёвской перестройке лживыми разговорами о том, что образование никуда не годится. Государственное. И что нужны школы частные, платные. С обещанием, притом лживым, о том, что в них образование будет намного лучше. С отбором ещё в детских садиках детей богатых родителей – обычно владельцев кооперативов, частных шарашек, и заморачиванием их голов «улучшенным образованием». При том, что учителя в первых полуплатных, затем платных школах оставались те же самые. Но – уже обвешанные золотые украшениями и приезжающие в школы на личных машинах.
За двадцать лет на территории России уничтожены тысячи школ, под враньё о «оптимизации». Они просто закрыты, в основном в сельских районах. Результат – в армию начали попадать призывники, не умеющие писать и считать. Полностью необразованные.
Просто так ничего в обществе не делается, кому-то такое требовалось устроить.
Школы оставшиеся изуродованы «реформами», по существу проведёнными с целью разрушения хорошего, исторически сложившегося российского школьного образования, над созданием которого трудились педагоги, начиная с Киевской Руси. Многое из драгоценного, собираемого ими столетиями, из современных российских школ уже исчезло. Что людей, понимающих – любая страна мира сильна прежде всего системой образования населения, начиная со школьного – о происходящем заставляет задуматься очень серьёзно.
А далее – действовать для сохранения и восстановления традиционно сильного российского школьного образования. Передового в мире, на самом деле. Что показывает и присуждение Нобелевской премии в этом году физикам, окончившим российские школы те самые, социалистического устройства и государства.