Одной из приоритетных задач нового мэра станет спасение исторического облика Москвы. Что для этого необходимо сделать и стоит ли избавляться от «лужковского» наследия? Мнения экспертов на этот счет выслушал корреспондент радио «Вести ФМ» Инесса Алексеева. Новодельные «памятники архитектуры» с пластмассовыми барельефами, башенками и балясенками. Рекламные растяжки поверх исторических зданий. Стеклянный купол магазина на Манежной и взмывающие ввысь башни делового центра. Под произведениями…
Одной из приоритетных задач нового мэра станет спасение исторического облика Москвы. Что для этого необходимо сделать и стоит ли избавляться от «лужковского» наследия? Мнения экспертов на этот счет выслушал корреспондент радио «Вести ФМ» Инесса Алексеева.
Новодельные «памятники архитектуры» с пластмассовыми барельефами, башенками и балясенками. Рекламные растяжки поверх исторических зданий. Стеклянный купол магазина на Манежной и взмывающие ввысь башни делового центра. Под произведениями так называемого лужковского стиля обычно подразумевают примерно один и тот же набор. Город превратился в один из мировых мегаполисов, но одновременно потерял многие исторические черты.
Координатор движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин надеется, что с приходом нового мэра, наконец, прекратится уничтожение старой Москвы.
«Если считать аксиомой то, что памятники сносить нельзя, архитектурное творчество на памятниках и на их территориях невозможно, новодел неприемлем. Если эти исходные условия будут сразу приняты, то нам, конечно, сразу станет легче», — говорит Рахматуллин.
Утраченные памятники архитектуры уже не вернуть. Однако есть надежда сохранить то, что осталось. А исправлять сегодня можно и нужно только то, что еще не построено. В городе много по-настоящему чудовищных проектов, которые утверждены, но еще не реализованы, и именно их необходимо отменить или, как минимум, откорректировать. В первую очередь — Генплан.
Историк архитектуры, член президиума экспертного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко убежден, что бы все это стало возможным, новый градоначальник должен поменять систему принятия решений, которую ввел его предшественник.
«Зачем какие-то профессионалы, раз я – наверху, и я самый умный. Мне много раз задают вопрос, — «Да как же так? У вас же советы всякие: архитектурный, градостроительный. Что же вы?» Так вот в том то и проблема, что мы там чего-то такое кукарекаем, а решение принимает один, который на вершине пирамиды», — рассказывает Клименко.
От личности градоначальника и его вкуса зависит многое. Это у нас так уже исторически сложилось, а уж тем более в столице, заметил в интервью телеканалу «Россия» лидер коммунистов Геннадий Зюганов:
«В столице всегда образ архитектурного облика и монументальной скульптуры рассматривается высшей властью. Будь то царь, генсек. Сталин вообще расписывался на всех главных проектах, и это создало центральный облик Москвы, который, вообще говоря, очень фундаментально смотрится».
Этой фундаментальностью когда-то оправдывали установку на Москве-реке стометрового изваяния Петра Великого работы Зураба Церетели. Теперь же перенос Петра считают своеобразным символом конца «лужковской эпохи». Даже п
18f6
одсчитана примерная стоимость переноса скульптуры — 10 миллионов долларов.
Сам автор — Зураб Церетели — не против. Тем более, что заполучить памятник не прочь и уже высказывали свои пожелания Петрозаводск, Воронеж, Ярославская область, Архангельск и даже Приднестровье. Зураб Церетели в эфире телеканала «Россия» грустно пошутил, что это все похоже на ссылку.
«Была страшная эпоха, когда всех отправляли в Сибирь. Может, лучше так. Со мной вместе. Я заберу скульптуру, и вместе…Знаете, интереснейший факт будет», — заметил Церетели.
Геннадий Зюганов в той же программе предложил раз и навсегда прекратить войну с памятниками.
«Стоит Петр Великий. Петр не только прорубил окно в Европу, он создал могучую Российскую империю. Он стоит как кораблестроитель, как государь. Кому-то нравится, кому-то нет. Но это уже реальность, современный облик Москвы. И тех, кто предлагает сносить, убирать, те повторяют глупости и ошибки , которые уже допускались», — говорит Зюганов.
Даже самые ярые блюстители архитектурного порядка убеждены, что на сегодня перенос памятника Петру не является приоритетной задачей. Надо, прежде всего, разбираться с гибнущими историческими памятниками и выводить их из балансирования между жизнью и смертью. Историк , координатор общественного движения «Архнадзор» Наталья Самовер говорит, что перенос — дело времени.
«Памятник Петру может постоять, потому что у нас погибают памятники архитектуры. Существуют реальные угрозы того, что мы можем лишиться объектов культурного наследия. Сначала мы решаем эти проблемы (и они уже начали решаться), а потом мы должны вернуться к памятнику Петру», — говорит Самовер.
Среди последних новостей, внушающих оптимизм, — решение о временной приостановке строительства на месте исторического здания театра «Геликон-Опера» на Большой Никитской. В бывшей усадьбе Шеховских при новом строительстве вряд ли удалось бы избежать разрушений. А вот работы по реставрации старого здания продолжатся. Новому мэру еще предстоит вмешаться в судьбу не одного исторического объекта.