Депутат Госдумы фракции КПРФ А.В. Багаряков подготовил аналитическую записку по проекту федерального бюджета 2011-2013 годов.
Министр финансов Российской Федерации А.Кудрин во всеуслышание объявил, что к 2015 году дефицит федерального бюджета будет сведен к нулю и будет достигнута макроэкономическая стабильность. Однако анализ текста проекта бюджета на 2011-2013 годы приводит прямо к противоположным выводам.
В 2011 году размер бюджетного дефицита спрогнозирован на уровне 1,8 трлн. рублей….
Депутат Госдумы фракции КПРФ А.В. Багаряков подготовил аналитическую записку по проекту федерального бюджета 2011-2013 годов.
Министр финансов Российской Федерации А.Кудрин во всеуслышание объявил, что к 2015 году дефицит федерального бюджета будет сведен к нулю и будет достигнута макроэкономическая стабильность. Однако анализ текста проекта бюджета на 2011-2013 годы приводит прямо к противоположным выводам.
В 2011 году размер бюджетного дефицита спрогнозирован на уровне 1,8 трлн. рублей. Из дальнейшего анализа будет ясно, что даже столь высокий уровень дефицита бюджета на практике будет превышен. Тем не менее, к 2012 году размер дефицита бюджета планируется снизить лишь до 1,73 трлн. рублей, а в 2013 году дефицит бюджета вновь прогнозируется на уровне 1,8 трлн. рублей. Таким образом, за трехлетний период размер бюджетного дефицита вообще не будет сокращен, в связи с чем ожидать выполнения задачи по ликвидации дефицита бюджета к 2015 году и достижению макроэкономической стабильности не приходится.
Долги растут, заначка тает
Более того, дальнейший анализ показывает, что политика Минфина ведет лишь к дестабилизации финансового положения казны. Так, еще на начало 2010 года совокупный объем государственного внутреннего долга составлял 2,1 трлн. рублей, что по величине было почти равно Резервному фонду Российской Федерации. Однако уже к концу 2010 года Резервный фонд будет практически исчерпан, и начнется стремительный рост государственного долга. Только за 4 месяца, июнь-сентябрь 2010 года, внутренний долг вырос почти на 20%. В 2013 году согласно проекту бюджета внутренний долг должен вырасти уже до 8,8 трлн. рублей, то есть в более, чем в 4 раза. Учитывая, что в настоящее время все больше стран сталкиваются с проблемой суверенного долга, политика Минфина РФ представляется крайне опасной и ведет страну в долговую яму. В 1998 году подобная политика в конце концов привела к дефолту.
Пенсионный фонд почти банкрот
Еще более ярким свидетельством несостоятельности финансовой политики государства является динамика ежегодных перечислений из федерального бюджета в Пенсионный фонд. Если в 2011 году на обеспечение его сбалансированности будет направлено 2,3 трлн. рублей, то в 2012 году — 2,5 трлн. рублей, а в 2013 году — 2,8 трлн. рублей. Таким образом, даже резкое повышение ставки страховых взносов в Пенсионный фонд с 20 до 26% не только не позволит сбалансировать бюджет фонда, а потребует постоянно возрастающих перечислений из федерального бюджета.
Оставшиеся деньги храним в ненадежной валюте, а надо бы в золоте
Время также продемонстрировало несостоятельность инвестиционной политики Минфина и Центрального банка РФ. Доходность по долларовым активам, составляющим 50% валютных резервов России, составила в 2009 году всего 0
277e
,07%. Еще весной 2009 года КПРФ указывала на ущербность такой политики и призывала финансовые власти перевести часть долларовых резервов в золото. Однако ЦБ по-прежнему держит в золоте всего несколько процентов своих резервов, хотя с начала 2009 года стоимость золота выросла уже более, чем на 50%, и, учитывая стремление США решить свои бюджетные проблемы за счет эмиссии доллара, темпы роста его стоимости должны еще более возрасти. Своевременное инвестирование части валютных резервов в золото позволило бы сегодня иметь сотни миллиардов долларов дополнительных резервов, однако российские финансовые власти, напротив, собираются вложить миллиарды долларов в облигации МВФ под 0,2% годовых.
Бюджет чрезмерно оптимистичный, как будто деньги польются из рога изобилия
Макроэкономические параметры прогноза, содержащиеся в проекте бюджета, не выдерживают никакой критики.
Во-первых, предполагается, что текущий, очень высокий уровень цен на нефть марки Urals (75-80 долларов за баррель) сохранится в среднесрочной перспективе. С учетом все возрастающей вероятности повторной рецессии в мировой экономике стоимость барреля нефти вполне может опуститься ниже 50 долларов, до уровней начала 2009 года.
Во-вторых, при проведении расчетов Минфин абсолютно не учитывал негативный эффект, который окажет на экономику увеличение ставки страховых взносов с 26 до 34%. 10-процентные ежегодные темпы роста фонда оплата труда, предусмотренные в проекте бюджете, при таком повышении налогов абсолютно нереальны. Столь значительное повышение нагрузки на фонд оплаты труда не только приведет к сокращению его официальной части, но и может привести к падению ВВП в 2011 году вместо запланированного роста на 4%, поскольку частный капитал будет выводить производство в страны с более низким уровнем налогов.
Более того, проект бюджет предполагает, что Минфин будет ежегодно занимать триллионы рублей на внутреннем рынке. По оценкам экспертов, это в недалеком будущем приведет к резкому росту стоимости заимствований внутри страны, что также неизбежно замедлит темпы развития экономики.
Наше предложение — ввести прогрессивное налогообложение
Таким образом, как темпы роста ВВП, так и величина налоговых сборов в проекте закона о бюджете завышены, а продолжение текущей политики Минфином приведет к возврату рецессии. Для стимулирования экономического роста необходимо переносить основную тяжесть налоговой нагрузки с производителей на потребителей, для чего следует ввести прогрессивный НДФЛ (ожидаемый прирост поступлений 2,1 трлн. рублей), повысить налог на прибыль банков и нефтегазовых компаний с 20% до 50% (ожидаемый эффект 500 млрд. рублей) и ввести прогрессивный налог на недвижимость (от 0,1% до 2%) вместо предложенной Минфином единой ставки в 0,1% (данная мера принесет 300-500 млрд. рублей дополнительно).
Деньги выделять регионам под выборы, что потом?
При анализе динамики перечислений из федерального центра на выравнивание бюджетной обеспеченности становится особенно очевидной ориентированность бюджета на предвыборную конъюнктуру. Так, в 2011 году регионы получат из центра почти 400 млрд. рублей, однако после выборов гарантированный объем дотаций значительно сократится, до 337 млрд. рублей в 2012 году и до 317 млрд. рублей в 2013 году. С учетом инфляции снижение объема дотаций становится еще более очевидным. Объем иных дотация и трансфертов и вовсе сократится со 172 до 45 млрд. рублей. Тем самым, в условиях продолжающегося кризиса российский Минфин оставляет регионы на произвол судьбы.
Как будем модернизироваться, если под это в бюджете не заложили денег?
Бюджет совершенно не способствует достижению основной задачи, поставленной руководством страны — модернизации экономики. Уже сейчас Центральный банк с тревогой регистрирует резкий рост объема импорта в стране. Таким образом, основные выгоды от прироста доходов населения, достигнутого за счет роста нефтяных цен и увеличения государственных расходов, достаются иностранным компаниям, а вовсе не отечественным производителям. Достаточно заметить, что в Глобальном рейтинге конкурентоспособности Россия в 2009 году потеряла 12 позиций, откатившись на 63-е место. В условиях, когда частный капитал не желает инвестировать в развитие национальной экономики (а с повышением налоговой нагрузки эта тенденция только усилится), эту задачу должно брать на себя государство.
Прослеживается тенденция, что инвестиции будут только сокращаться
Однако заложенные в проекте бюджета инвестиционные расходы не только не увеличиваются, а вообще резко сокращаются. Если в 2011 году объем Федеральной адресной инвестиционной программы составит 895 млрд. рублей, то уже в 2012 году он будет сокращен до 715 млрд. рублей, а к 2013 году — и вовсе до 650 млрд. рублей, что с учетом инфляции означает падение инвестиций на 35-40%. Аналогичная динамика прослеживается и с Федеральными целевыми программами — их объем сокращается с 922 млрд. рублей в 2011 году до 805 млрд. рублей в 2013 году. Расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы снижаются с 22 до 16 млрд. рублей соответственно, на лесное хозяйство — с 32 до 22 млрд. рублей, на господдержку малого и среднего бизнеса — с 16 до 4 млрд. рублей, на бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда — с 63 до 27 млрд. рублей. Зато расходы на обслуживание госдолга вырастут с 280 млрд. рублей в 2010 году до 600 млрд. рублей в 2013 году.
С таким бюджетом легко угодить в долговую яму
Таким образом, предложенный Министерством финансов РФ документ представляет собой бюджет стагнации, а не развития, и способствует закреплению России в качестве сырьевого придатка других стран, а также создает угрозу попадания страны в долговую яму с последующим дефолтом.