Презентация памятников наскального искусства Туркменистана состоялась на реги
2c8a
ональном семинаре, который прошел в Самарканде под эгидой Международного института центральноазиатских исследован
Презентация памятников наскального искусства Туркменистана состоялась на региональном семинаре, который прошел в Самарканде под эгидой Международного института центральноазиатских исследований (МИЦАИ), Центра Всемирного наследия ЮНЕСКО и Международного совета по вопросам памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС). Об этом сообщила сотрудник Национального управления Туркмении по охране, изучению и реставрации памятников истории и культуры, кандидат исторических наук Эджегуль Мурадова, передает корреспондент ИА REGNUM Новости .
По ее словам, наскальная роспись является одной из основных форм мирового искусства на его самых ранних стадиях. Она создавалась на всех континентах различными народами на протяжении более сорока тысячелетий. Поистине, это древнейший способ выражения человеческой культуры, многочисленные образцы которой сохранились в горах и пещерах многих стран мира, включая Туркмению.
«Вот почему под эгидой ЮНЕСКО уже несколько лет регулярно собирается международная рабочая группа экспертов и вырабатывает общие принципы менеджмента, консервации и документирования древних наскальных изображений, которые принято называть петроглифами. Ранее уже был принят план действий стран Центральноазиатского региона по реализации Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия, начата работа по подготовке серийной номинации петроглифов из Ирана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Южной Сибири и Западной Монголии для их включения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО», — отметила туркменская ученая.
Она также сообщила, что специалисты-археологи, искусствоведы, реставраторы, собравшиеся на этот раз в Самарканде, обсудили ряд концептуальных положений, касающихся серийной номинации данной категории памятников, изучили возможные механизмы региональной координации общего проекта. Одной из важных проблем была признана необходимость выработки единого подхода к изучению и сохранению памятников наскального искусства региона как разновидности культурного ландшафта. Активно обсуждалась проблема идентификации изобразительных традиций, разнообразие и единство памятников Центральной Азии, феномен наскального искусства региона, а также критерии для предварительного отбора памятников — потенциальных объектов серийной номинации.
«Участники семинара получили уникальную возможность впервые ознакомиться с образцами наскального искусства из Кичи Безегли-дере и Улы Безегли-дере — местонахождений древней живописи, сохранившейся на скалах каньона вдоль высохшего древнего русла реки Чандыр в Балканской области. Эти наскальные рисунки представляют собой большую историко-этнографическую ценность. Общая протяженность скал с этими рисунками составляет полтора-два километра. Недостаточная изученность памятников наскального искусства Туркмении требует дополнительных исследований для уточнения их возраста и культурной принадлежно
12e6
сти, поэтому в планах археологов — организация целевой экспедиции в этот заповедный уголок Копетдага», — подчеркнула Мурадова.
Она обратила внимание на то, что по итогам встречи экспертов был разработан документ, в котором согласованы приоритеты по номинации петроглифов, платформа для сотрудничества, критерии определения выдающейся универсальной ценности этой категории объектов культурного наследия и принципы их экспертной оценки, установлены стандарты документирования памятников и их сохранения.