Заметный элемент спонтанности в процессе принятия решения по кандидатуре будущего мэра Москвы едва ли можно объяснить только масштабом освободившейся должности. Становится все более очевидно, что Юрий Лужков был отправлен в отставку в ситуации, когда федеральный центр не имел готового решения по кандидатуре нового мэра.
СМИ: комментарии «оппонентов»
В субботу, 9 октября, по поводу нового мэра в Кремле заседали в очередной раз: в торжественной обстановке, под блестящими занавесками,…
Заметный элемент спонтанности в процессе принятия решения по кандидатуре будущего мэра Москвы едва ли можно объяснить только масштабом освободившейся должности. Становится все более очевидно, что Юрий Лужков был отправлен в отставку в ситуации, когда федеральный центр не имел готового решения по кандидатуре нового мэра.
СМИ: комментарии «оппонентов»
В субботу, 9 октября, по поводу нового мэра в Кремле заседали в очередной раз: в торжественной обстановке, под блестящими занавесками, за полированным круглым столом в широком кругу — Медведева, Грызлова и еще каких-то граждан с совершенно незнакомыми лицами из «Единой России». То есть, по сути, с живыми кнопками для голосования. С таким же успехом господин Медведев мог обсудить кандидатуру нового мэра с парой-тройкой телефонных автоответчиков. Наговорил сам, а потом послушал — обсудил. Владимир Владимирович, которого какие-то конспирологи обвиняли чуть ли не в мудром «стравливании Лужкова и Медведева», быстро просек тему и самоустранился от проблемы, отправившись на переговоры с Берлускони. То есть он не при делах и в обсуждении кандидатуры нового мэра участия не принимает. Обсуждать, непонятно с кем, вынужден господин Медведев, для чего ему и устроили встречу с «Единой Россией». Теперь, когда новый мэр или не справится, или «утратит доверие», или наворотит иных дел, — у президента будут хоть какие-то козлы отпущения, на которых можно повесить неудачи нового мэра: мол, вы предлагали кандидата — вы и отвечайте за его работу. (Глеб Щербатов, Агентство русской информации Ари.ру)
Ситуация довольно постыдная. Президент ждет, когда «Е…ная Россия» предложит ему список кандидатов на то место, которое освободилось под кепкой. Хотя в отставку он отправлял Лужкова не консультируясь с «партией власти». Теперь кандидата на должность столичного градоначальника мы получим из рук той самой партии, которая только вчера с пеной у рта отстаивала Лужкова. И утвердит нового назначенца Мосгордума, где большинство не только принадлежит «Е…ной России», но и лично Лужковым и подбиралось, что называется, «по человечку». А большинство граждан будет наблюдать эту комедию, не в силах даже высказаться. Разве что посмеяться… В основном над собой. (Анатолий Баранов, главный редактор Форума.мск)
В этом фарсе, конечно, интересна роль Медведева. Он зритель или тоже клоун? Тут есть разные версии. Некоторые говорят, что решение по новому мэру они принимают все-таки вместе. То есть — согласованно. Другие уверяют, что свой последний самостоятельный ход Медведев сделал, уволив Лужкова. На этом его ресурс и запал кончились… На самом деле, я думаю, для нас это уже не имеет никакого значения. Нам просто важно понимать, что о нас очередной раз вытерли ноги и п
5d89
люнули нам в рожу. У нас в этой ситуации всего два варианта поведения — либо смириться и ходить оплеванными, либо утереться и ответить… По возможности — грубо…(Александр Рыклин, «Ежедневный журнал»)
СМИ: комментарии «апологетов»
Ввиду особой важности решения Президиум Генерального совета партии «Единая Россия» будет проходить в Горках-9, поскольку члены Президиума хотели бы знать, прежде чем примут решение о внесении кандидатур из членов и сторонников нашей партии, кого Президент РФ Дмитрий Медведев считает достойными кандидатами на пост мэра столицы. (Вячеслав Володин — cекретарь президиума генсовета «ЕР», вице-спикер Госдумы)
Кто бы ни заменил Юрия Лужкова, если он будет работать честно, даже бордюрный камень в Москве в скором времени может быть из золота. Главное, чтобы супруга или супруг будущего градоначальника не занимались бы коммерческой деятельностью на подведомственной ему территории. (Николай Левичев, руководитель фракции «Справедливой России» в ГД РФ)
Москве нужны женское внимание, женская забота и любовь. Потому что столица одичала от многих процессов, которые в ней происходят. Только женщина может изменить внешний облик Москвы и ее духовный мир в лучшую сторону. Надеюсь, Людмилу Швецову включили в этот список кандидатов не для статистики. (Любовь Слиска, первый вице-спикер Госдумы)
Глядя с партийной позиции на ситуацию в Москве в этом году, могу сказать только одно: у нас уже несколько лет действует механизм, когда Партия, победившая на выборах в региональный парламент, предлагает президенту кандидатов на роль мэра, руководителя региона и несет ответственность за положение дел. Партия для того и нужна, чтобы, возвращая политику в столицу, не допустить обвала и хозяйственных проблем. (Алексей Чадаев, руководитель политического департамента «Единой России»)
Безусловно, не все, что оставил после себя Лужков, следует менять, разрушать. Очень важно, чтобы в реформаторском, революционном угаре не были уничтожены те вещи и те достижения, которые вполне могут быть использованы не только во вред, но во благо… Ни в коем случае нельзя подрывать существующую внутригородскую вертикаль власти. Это очень важное лужковское достижение, которое должно быть сохранено. Важно призывать не только к переменам, но и призывать к сохранению определенной преемственности. (Виталий Иванов, политолог)
Мне весьма импонирует принцип выдвижения людей: явно просматривается не клановый принцип, а профессионализм. Собянин и Шанцев — один бывший губернатор и действующий политик, другой — действующий глава региона. Швецова — серьезный специалист по решению социальных проблем, а Левитин — профессионал в области дорожного строительства и инфраструктуры, что является просто кричащей проблемой для столицы. (Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций)
Очевидно, что, уйди Лужков «по собственному желанию», главной темой обсуждения тут же стало бы будущее столицы. В Москве масса проблем, не имеющих к политике вообще никакого отношения, и их все равно придется решать: дороги, стройки, мигранты, цены, доплаты и льготы — все это и многое другое можно было бы сделать предметом внимательного анализа, интересного отнюдь не только специалистам. Теперь же в Москве все — политика. Если не начнется отопительный сезон, никому уже не будет интересно, кто там не крутанул нужный вентиль, если случится что-нибудь из того, что происходило и при Лужкове, всякий может сказать «при Юриймихалыче такого не было». На эти упреки придется отвечать, именно они будут одним из главных орудий в начинающейся войне. Борьба не закончилась с отставкой Лужкова, она начинается только сейчас, и во многом все здесь будет зависеть вовсе не от того, кто возглавит Москву, — это как раз уже, к сожалению, второй, если не третьей важности вопрос, а от того, как именно будет оформлено начавшееся противостояние. (Михаил Будагарин, член политсовета МГЕР, главный редактор официального сайта партии «Единая Россия»)
Наш комментарий
В субботу руководство «Единой России» представило президенту Медведеву список из четырех кандидатов на освободившийся пост московского мэра. Москвичи, изрядно дезориентированные сопутствовавшими этому событию загадочными маневрами в верхах — от скоропостижного вступления Владимира Ресина в ЕР до неожиданного появления в московском метро Арнольда Шварценеггера, — вздохнули с некоторым облегчением. Ни первому, ни второму в списке места не нашлось. Зато в списке обнаружились нижегородский губернатор Валерий Шанцев, вице-премьер Сергей Собянин, глава Минтранса Игорь Левитин и исполняющая обязанности первого вице-мэра Людмила Швецова. У Дмитрия Медведева остается восемь дней, чтобы внести в Мосгордуму одну из четырех кандидатур.
Показательно, что сама процедура подбора кандидатов в мэры была необычной, отражающей внутреннюю напряженность ситуации. В ней принял непосредственное участие Владимир Путин (надо полагать, на этот раз в качестве главы партии, а не главы правительства), «подключены» столичные функционеры «Единой России», а в субботу генсовет партии не смог самостоятельно определить претендентов и сделал это только в личном присутствии Медведева. Заметный элемент спонтанности в процессе принятия решения по кандидатуре будущего мэра Москвы — выразившийся в нарушении отработанного за последние годы алгоритма выдвижения правящей партией списка кандидатур, череде повторяющихся согласований и консультаций — едва ли можно объяснить только масштабом освободившейся в одночасье должности. Становится все более очевидно, что Юрий Лужков был отправлен в отставку в ситуации, когда федеральный центр не имел готового решения по кандидатуре нового мэра.
Впрочем, большинство экспертов сходятся во мнении, что настоящий кандидат в этом списке лишь один — это Сергей Собянин. В самом деле, представить себе выдвижение такого политического тяжеловеса «ради галочки» довольно сложно. Его персона уже давно обсуждается как наиболее вероятная для перехода на Москву, правда, с дальним прицелом. Дело в том, что для него как вице-премьера — руководителя аппарата правительства РФ переход на должность мэра — это понижение. Интрига в том, насколько политическое руководство страны готово освободить Собянина от тех обязанностей, которые он выполняет сейчас, и предложить соответствующий компенсационный пакет.
В этой связи высказывается предположение о возможной реанимации Кремлем проекта по созданию «суперрегиона», т.е. объединению Москвы и Московской области, а в перспективе — по формированию особого федерального округа Большая Москва. Таким предположением некоторые эксперты склонны объяснять то, что Собянин, который некоторое время противился такому кадровому перемещению, согласился на этот пост. Вполне вероятным видится и обращение к «прецеденту Хлопонина»: в данном случае — совмещение должностей столичного мэра и первого вице-премьера правительства РФ.
Что касается других кандидатов, то их список довольно умело демонстрирует, что властный тандем стремится учесть пожелания практически всех групп влияния, так или иначе претендовавших на пост московского мэра. Здесь есть и представитель команды Лужкова — Людмила Швецова, которая настолько прочно аффилирована с именем Юрия Михайловича, что ее шансы на успех трудно признать высокими. Кроме того, аппаратный вес и управленческий опыт Людмилы Швецовой представляются явно не адекватными масштабу задач, стоящих перед главой столичного региона. Более чем неоднозначный опыт руководства Северной столицей Валентины Матвиенко заставляет серьезно задуматься о целесообразности появления похожего персонажа во главе Москвы. Подобная фигура на посту московского мэра будет выглядеть марионеточной и явно зависимой от окружения.
С другой стороны, если верно предположение, что нынешний функционал должности московского мэра будет разбит по сегментам, а управление Москвой станет осуществляться коллегиально, то Людмила Ивановна видится самым реальным кандидатом на должность «социального» мэра. В обязанности этого чиновника будет входить взаимодействие с общественными организациями, с бюджетниками и пенсионерами — другими словами, наиболее электорально активными категориями населения.
Зато эта кандидатура является легко читаемым мессиджем москвичам: социальные гарантии лужковской эпохи будут сохранены. В этом, похоже, единственный смысл ее появления в обнародованном списке кандидатов.
Игорь Левитин, представитель федеральных властей, довольно часто на совещаниях подвергался острой критике со стороны премьера и президента за неэффективное исполнение обязанностей на своем посту, в связи с чем его включение в список может сигнализировать скорее о поиске новой сферы для применения его разносторонних талантов. Принимая во внимание, что деятельность Левитина во главе Минтранса не была отмечена большими успехами по части дорожного строительства, появление этой фигуры во главе Москвы, задыхающейся в автомобильных пробках, выглядело бы по меньшей мере двусмысленно. Кроме того, у Левитина нет опыта руководства регионом, а понятно, что для руководства Москвой такой опыт все-таки нужен. Хотя, если вспомнить обстоятельства его появления в кресле министра транспорта и связи в 2004 году, следует признать, что отсутствие соответствующего опыта никогда не служило препятствием для карьерных взлетов г-на Левитина.
Впрочем, принимая во внимание не последнюю роль, отведенную Игорю Левитину в сценарии памятного дальневосточного турне Владимира Путина, такой вариант окончательно исключать тоже преждевременно. Именно это обстоятельство привлекает внимание экспертов к данной фигуре, в[A1] надежде на то, что он является скрытым реальным кандидатом в мэры. Если такой сценарий будет реализован, это будет означать, что власти считают некоторый риск и дестабилизацию ситуации в Москве приемлемой платой за ускоренный передел собственности лужковского клана. Фигура Игоря Левитина в списке кандидатов на пост московского мэра, таким образом, символизирует наиболее радикальный и непредсказуемый сценарий развития событий.
Что касается Валерия Шанцева, то он действительно выглядит как реальная альтернатива Собянину, если не считать большего политического веса руководителя аппарата премьера. Назначение Шанцева выглядело бы логичным, поскольку он долгое время был вторым человеком после Лужкова в городе и, разумеется, он имеет опыт как руководства Москвой, так и руководства регионом — Нижегородской областью, но он не выглядит человеком, у которого есть серьезные позиции в верхах власти. Присутствие Валерия Шанцева в списке кандидатов — скорее успокаивающий (притупляющий внимание) сигнал московским политическим и экономическим элитам, жаждущим увидеть признаки того, что сложившиеся система отношений и правила игры в столице не претерпят драматических изменений и ситуация будет развиваться по инерционному сценарию.
Не секрет также, что имидж Шанцева как эффективного управленца оказался изрядно подпорчен минувшим летом: просочившийся в Интернет сюжет с разгневанной толпой погорельцев, призывающих едва ли не «вешать на столбах» местных чиновников, в присутствии Владимира Путина и Валерия Шанцева — не самая удачная пиар-акция в поддержку кандидатуры на пост московского мэра. К тому же Шанцев недавно был переназначен Медведевым на пост губернатора Нижегородской области, и его перемещение на Москву выглядело бы как кадровая суета со стороны президента. Едва ли Медведев пошел бы на такой урон для своего имиджа.
Впрочем, наиболее сокрушительного удара по своему имиджу Дмитрию Медведеву удалось избежать, исключив из списка кандидатур Владимира Ресина. Очевидно, что появление Ресина в кресле московского мэра означало бы пощечину общественному мнению и полную моральную дискредитацию кадровой политики Кремля.
Маневры вокруг этой фигуры на минувшей неделе, как и предполагали многие наблюдатели, носили отвлекающий характер. Сам Владимир Ресин, похоже, даже не считает нужным скрывать тот факт, что играет по написанному для него сценарию, иначе он придумал бы более убедительную версию относительно своего решения вступить в «Единую Россию»: ведь именно этот неожиданный демарш дал повод экспертам всерьез оценивать перспективы назначения этой фигуры на пост московского мэра.
Так или иначе, теперь уже не приходится сомневаться в том, что Ресин выступил как некий «чистильщик», который должен «зачистить» московскую поляну. Любой фигуре со стороны это было бы сложно сделать. Владимир Иосифович в этом смысле идеальная фигура: московские чиновники, воспитанные в духе традиций сицилийской мафии, готовы принять политическую смерть только от рук своего, авторитетного «члена семьи», коим Владимир Ресин, безусловно, является. Между тем без подобных превентивных жертв невозможно создать тот благоприятный фон общественных ожиданий, который должен предшествовать назначению нового городского главы.
Владимир Ресин начал кадровую «чистку»: уволен вице-премьер столичного правительства Александр Рябинин, считавшийся протеже Елены Батуриной в столичном руководстве (почти сразу против него было возбуждено уголовное дело). Конфликтным был уход префекта Северного округа Москвы Олега Митволя, что, впрочем, является скорее фирменным почерком данного функционера. Была закрыта программа «Момент истины» с ее ведущим Андреем Карауловым на подконтрольном московской мэрии канале ТВЦ. В начале прошлой недели стало известно, что свои посты покидают и.о. заместителя мэра Москвы, руководитель комплекса имущественно-земельных отношений города Владимир Силкин и и.о. руководителя департамента потребительского рынка и услуг столицы Владимир Малышков. Однако сразу после появления этого сообщения в прессе Силкин опроверг эти данные.
Впрочем, далеко не все московские чиновники оказались способны с достоинством, подобающим истинному сыну солнечной Сицилии, взглянуть в глаза своей судьбе. Некоторые сочли за благо лечь на «сохранение» в лечебные учреждения. Все боятся кадровой «чистки» и наивно полагают, что «больничный» защитит их от превратностей политической фортуны.
В то же время эксперты склонны ожидать, что целый ряд московских чиновников высокого ранга имеют неплохие шансы сохранить свои посты. Представляется, что федеральный центр хотел бы усилить свое влияние на столичную власть, но не склонен к демонтажу системы, прежде всего в части, касающейся «средних этажей» бюрократии, включая контроль за политическим и электоральным процессами, оперативным распределением ресурсов, взаимодействием с влиятельными социальными группами (этническими, экономическими, криминальными). В силу известной «московской специфики» названных функций лица, имеющие многолетний опыт их осуществления, объективно приобретают свойство незаменимости. Знаковым в этом отношении стало назначение Владимира Шукшина главой Москонтроля вместо Рябинина. По оценке осведомленных наблюдателей, генерал-лейтенант Владимир Шукшин всегда считался одним из доверенных лиц Юрия Лужкова, и сейчас он пришел в Москонтроль, чтобы «подчистить» остающиеся в нем дела и «спасти то, что еще можно спасти».
С учетом сказанного операция по «зачистке» лужковского наследия, как следует ожидать, будет плавно смещена в плоскость борьбы с наиболее узнаваемыми символами эпохи. Ресин уже начал планомерно демонтировать главные символы лужковского режима. Было приостановлено строительство депозитария на Боровицком холме, вызывавшее критику со стороны движения «Архнадзор», с представителями которого Ресин успел встретиться. Ярким символом, демонстрирующим готовность Ресина подвести черту под лужковским правлением, стало предложение о переносе памятника Петру I. Уже при Ресине в Москве впервые разрешили акцию гей-движения, против которого традиционно решительно выступал Лужков.
Впрочем, едва ли есть основания ожидать, что скоротечная «ресинская оттепель» 2010 года будет иметь отношение к реальным процессам демократизации, борьбы с коррупцией и преодоления автократического режима, сложившегося в Москве за годы правления Юрия Лужкова, — во всяком случае, не многим больше, чем имела отношение к упомянутым процессам «бериевская оттепель» 1953 года.
Оценивая политическое будущее Владимира Ресина, тем не менее следует признать, что именно он — в силу опыта и демонстрируемой лояльности федеральной власти — может претендовать на пост столичного премьера, если реализуется связка «мэр — председатель правительства». Ресин приложил массу усилий, чтобы доказать, во-первых, готовность дистанцироваться от Лужкова и его наследия. Во-вторых, свою полную политическую лояльность. И то, и другое в сложившейся ситуации может быть по достоинству оценено лицами, принимающими решение. Кроме того, такой кадровый вариант можно рассматривать как жизнеспособный компромисс между Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным, имевшими, очевидно, не вполне совпадающие представления по поводу нового руководства Москвы. Стоит напомнить, что у Ресина всегда были хорошие отношения с Владимиром Путиным, именно Ресин в последнее время был основным посредником между мэрией, правительством и президентом. В то же время в 2008 году он возглавлял предвыборный штаб Дмитрия Медведева в Москве.
Пока политологи спорят о том, кто же в итоге станет во главе столицы, примечательно, что большинство москвичей не видят достойной кандидатуры на пост мэра. Согласно исследованию рекрутингового портала Superjob.ru, который опросил 1800 человек среди экономически активного населения столицы, 38% горожан не одобряют представленных «Единой Россией» претендентов. 26% респондентов затрудняются с ответом и считают, что все кандидатуры — «проходные, временные», которые после выборов будут «заменены на лиц, полностью угодных власти». Они также согласны с мнением, что для наведения порядка в столице «нужна личность». Свои голоса Сергею Собянину и Людмиле Швецовой готовы отдать 11% опрошенных. 9% респондентов устраивает кандидатура губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева. Игоря Левитина поддерживают всего 5% москвичей.
Равнодушие москвичей к предложенным кандидатурам, равно как и к самому процессу подбора нового городского главы, вполне объяснимо: решение это принимается в максимально закрытом режиме на самом верху пирамиды власти, отсутствует даже видимость учета мнения жителей города. Политическое руководство страны так и не сочло нужным не только представить свое видение того, каким оно хотело бы видеть столичный регион при новом главе, но хотя бы внятно прокомментировать причины «утраты доверия» его прежним главой. Отсутствие содержательной стратегии развития столичного региона, решения накопившихся за последние десятилетия городских проблем — не только у федерального руководства страны, но и у предложенных кандидатов на пост столичного мэра, многие из которых, похоже, еще вчера даже не мыслили себя в этом качестве, — является гарантией «утраты доверия», на этот раз уже со стороны москвичей, как к будущему городскому главе, кто бы им ни стал, так и к лицам, принимающим решение о его назначении.